Развиваем малыша
Я у мамы не один!
Четыре четверти, или Путь к идеальному темпераменту
Развитие речи ребенка 1-3 лет. Упражнения, активизирующие речь
Как справиться с истерикой ребенка
Как приучить ребенка к горшку
Игры и игрушки для самых маленьких.
Когда дети раскрашивают себя.

Развиваем малыша

Консультирует Лариса Геннадьевна Скоробогатова,
Практический психолог высшей категории, руководитель маминой школы «Кенгуру» для будущих родителей.
Все без исключения родители желают для своего малыша только лучшего, и в том числе, хотят, чтобы ребенок был развит по возрасту, вовремя начал говорить. Как помочь малышу в освоении окружающего мира, способствовать развитию его способностей?

В первую очередь воспитание и развитие ребенка должно быть природосообразным, т.е. должно соответствовать психологическим законам развития. В соответствии с ними, развитие мышления ребенка до трех лет опирается в первую очередь на развитие восприятия: восприятие цвета, слуха (тембрального и тонального), эмоций, развитие речи и координации. Для этого постарайтесь создать крохе богатую сенсорную среду: слуховую, тактильную, зрительную. Но помните, что воздействие на органы чувств не должно быть сильным: начинайте с тихой музыки, с пастельных цветов к более ярким.

Первые полтора месяца – период новорожденности, в течение которого ребенок адаптируется к новой среде, специального развития малышу совсем не требуется. Ему вполне достаточно просто общения с мамой и папой. В первые месяцы жизни важны телесные контакты с мамочкой: пусть малыш чаще чувствует себя в безопасности, а в короткие минуты бодрствования ребенка можно негромко включать ту музыку, которую вы слушали во время беременности. Малыш обязательно ее вспомнит, она создаст у него ощущение комфорта.

На первом году жизни у ребенка закладывается очень важное психическое образование – базовое доверие к миру. А основной ведущей деятельностью, в которой происходит развитие, является, непосредственное эмоциональное общение. Будьте постоянным помощником своего крохи в освоении мира. Много говорите со своим крохой, пойте колыбельные, рассказывайте стихи с разным ритмом и тембром.
Для развития целостности мышления маленького человечка задействуйте сразу несколько органов чувств, например, слушайте вместе музыку и двигайтесь с малышом на руках. Или дайте ребенку возможность рисовать под музыку. Малышу очень понравится, если вы проведете по его тельцу кусочком меха или перышком. Пусть он узнает в самые первые месяцы жизни, что есть разные на ощупь предметы: гладкие и ворсистые, шероховатые, мягкие и твердые, прохладные и теплые...

Предложите малышу рисовать на бумаге пальчиками, научите юного живописца делать отпечаток собственной ладошки. Для этого понадобятся специальные пищевые краски: скорее всего, малыш захочет попробовать их на вкус и ручки моментально окажутся во рту.

Обратите внимание на то, какие цвета выбирает ребенок для своих «произведений», они помогут вам узнать о настроении малыша. Большинство детей выбирают яркие цвета и часто охотно их смешивают (в результате нередко получается нечто бурое, малопривлекательное для родителей). Многие любят и черный цвет. Не удивляйтесь: чистый черный очень привлекателен для детишек, так как создает контрастные красивые рисунки на бумаге, а сама по себе черная краска заманчиво блестит, завораживает. А вот если ребенок недомогает, болеет, скорее всего, что он отдаст предпочтение «грязным» краскам: серым, бурым, коричневым. Вас должно насторожить, если малыш выбирает такие краски на протяжении длительного периода.

Когда ребенок начинает садиться и ползать, его сенсорная среда значительно обогащается, он начинает активное исследование предметного мира: хочет прикоснуться ко всему, что его окружает, чтобы собрать как можно больше разнообразных ощущений, которые сообщат ему о свойствах предметов. Для малыша в этом возрасте все является предметом: и кошка, и сверстник, и машина на улице... Ему интересно, как все устроено, именно поэтому он может разбирать на «запчасти» игрушки, лезть пальцем в глаз друга, чтобы понять, как тот моргает.

Зачастую примитивные, на взгляд взрослых, предметы кажутся малышам необыкновенно интересными для исследования: деревянные неокрашенные кольца от штор, пластиковые коробочки из-под йогуртов, сломанные игрушки, остатки тканей… Такие предметы не требуют дополнительно потраченных денег, но открывают перед ребенком большие возможности для развития.

Вашему малышу исполнился год. Он уже неплохо владеет руками. Может взять любую игрушку или предмет (разнообразие форм и размеров зависит только от вас) любой рукой, пальцами или всей ладошкой, умеет перекладывать игрушки из руки в руку. Любит бросать игрушки, ронять, сталкивать с чего-либо, может есть руками небольшие кусочки пищи, пытается сам пить из небольшой чашки. Открывает и закрывает крышки коробок и баночек, может достать оттуда что-либо и положить обратно. Умеет или пытается надевать и снимать с палочки или веревочки колечки с большими отверстиями, ставить кубик на кубик, закреплять детали простейшего конструктора на подставке или соединять одну с другой.

Какие игры и упражнения могут помочь маленьким и пока еще не вполне умелым ручкам стать совершеннее?
Предоставьте ребенку возможность манипуляции со всевозможными предметами, разными по размеру, форме, фактуре поверхностей: коробки, банки, флаконы и бутылки (из пластика или картона), кусочки тканей, палочки, камушки и многое другое.
Учите его переливать воду из стаканчика в другую (более широкую) емкость. Наливать воду в стаканчик из-под крана, вылавливать ручками или ситечком плавающие в воде небольшие предметы. Все это, конечно, лучше делать в ванной во время купания.
Дайте ему для игр сыпучие материалы. Если сейчас лето, больше играйте в песочнице: учите насыпать песок лопаткой, совочком, руками в ведерки и формочки разного размера. Просеивать через ситечко. Стройте малышу куличики, пусть ломает их ручками или совочком. Если сейчас зима, то сделайте дома импровизированную песочницу. Для этого можно использовать любую крупу, причем лучше каждый раз разную. Ее тоже можно пересыпать из одной емкости в другую, перекладывать ручками или ложкой, просыпать сквозь сито. Но если ребенок пытается ее брать в рот, используйте для таких игр соль. Ни один ребенок не будет добровольно есть соль.
Играйте также макаронами разной формы, фасолинами, бусинами, пуговицами, другими мелкими предметами (конечно, следите, чтоб все это не попало в рот). Их можно пересыпать, перекладывать руками или ложкой, проталкивать в отверстие в банке (возьмите металлическую банку от кофе с пластмассовой крышкой и сделайте нужное вам отверстие). Их можно раскладывать в ячейки для яиц и вынимать обратно.

Если ребенок уже научился брать предметы двумя пальчиками, подарите ему коробку масляной пастели (если не найдете в продаже, можно попробовать восковые мелки, но они жестче, ими сложнее пользоваться). Пастель сухая - очень сыпется, а масляная - то, что нужно. Возьмите один мелок, отломите от него кусочек сантиметра в три, дайте ребенку. Себе в руки возьмите такой же и начните водить им по листу бумаги. Малыш увидит линии на бумаге и начнет пытаться водить своим мелком, чтобы получить тот же результат. Такой маленький кусочек мелка невозможно держать в кулачке, как обычно поступают малыши с карандашами или фломастерами. Поэтому он сразу научится держать его "щепоткой". Впоследствии вам легко будет научить его правильно держать карандаш.
Не рисуйте ребенку никаких зверюшек или человечков. Рисуйте только "каляки-маляки", то есть то, что он тоже может рисовать. Или вскоре сможет этому научиться. Кроме этого, рисуйте различные фигуры: линии (прямые и волнистые), круги, овалы, квадраты и треугольники, закрашивайте их. Просите малыша вам помочь, пусть пробует хотя бы попадать внутрь нарисованной вами фигурки своим мелком. Во время рисования можете комментировать то, что рисуете. Заодно, конечно, обращайте внимание на цвет линии, оставляемой мелком.
Не стоит за один "урок рисования" стараться перепробовать все цвета. Каждый раз - новый цвет.
Бумага должна быть довольно большого размера, допустим А3, чтобы малыш не промахивался мимо.
Если малыш овладел масляной пастелью, научился ее правильно держать, попробуйте дать ему фломастеры. Если ему еще трудно с ними обращаться, вернитесь к пастели.
Можете также попробовать рисовать с малышом кисточкой, правда, это гораздо сложнее. Купите самую толстую кисточку, которую найдете. Отпилите часть ее ручки, так, чтобы она стала длиной не более 10-12 см. На противоположный щетине конец наденьте резиновую соску или что-нибудь в этом духе, чтобы малыш, случайно ткнув себя ею, не поранился. Краски можно брать как гуашь, так и акварель (лучше - расфасованную в тюбики, чем сухую). Разведите немного краски до густоты кефира в плоской емкости с невысокими бортиками, чтобы в нее удобно было попадать. Использовать дополнительно воду в процессе рисования не потребуется, так как вы будете каждый раз пользоваться краской только одного цвета.

Познакомьте малыша с пластилином. Не надо пока из него ничего лепить. Разомните пластилин до мягкости и отрывайте от него небольшие кусочки. Пусть ребенок попробует делать тоже самое. Эти кусочки можно назвать как-нибудь (булочки, конфетки, что-то другое) и "складывать" их в нарисованную на листе бумаге корзинку или тарелочку. Можно размазывать кусочки пластилина по бумаге. Можно втыкать в него разные мелкие предметы (фасолины, пуговицы, бусины и так далее).
Обязательно играйте с малышом в пальчиковые игры. Простейшие потешки на две - три строчки снабжайте несложными движениями пальцев и всеми ладошками. Рассказывайте их малышу сами и показывайте. Постепенно малыш сам станет за вами повторять.

Предложите малышу поиграть с колечками (желательно с большими отверстиями), которые можно одевать на палочки и снимать обратно. Такие колечки несложно сделать самим - возьмите пластиковую бутылку с плотными стенками, разрежьте ее поперек на несколько частей. Следите, чтобы края колечек были гладкими, без заусенец. Кроме палочек, попробуйте использовать веревочку для нанизывания предметов.

Попробуйте играть с коробками - копилками. Сначала малышу проще, в основном, проталкивать в отверстия предметы округлой формы или плоские (их легко правильно сориентировать относительно отверстия). Позже пробуйте дать ему более сложное задание. Сделайте коробку, в которую нужно проталкивать кирпичики или кубики, их еще нужно сначала повернуть правильной стороной, чтобы деталька провалилась в отверстие. Для начала не делайте коробки, в которых на выбор предлагается более двух вариантов деталей. Постепенно усложняйте задачу.

Для развития рук малыша хорошо подходит манипуляция разными кнопками и выключателями. Естественно, что позволить малышу "пользоваться" по своему усмотрению кнопками и выключателями настоящих приборов нельзя. Если папа ребенка хоть немного умеет мастерить, то пусть сделает своего рода "пульт управления". На небольшой кусок гладкой фанеры или оргалита привинтите или закрепите другим способом следующее: купленные в магазине выключатели для лампочек (на них можно нажимать, перемещая кнопку вверх-вниз, а при этом еще раздается тихий щелчок); старый телефонный диск или панель с кнопками; куски панелей от старых радио или других приборов (можно нажимать кнопки, залипающие и нет, крутить ручку настройки, двигать туда-сюда рычажки); задвижку, щеколду, шпингалет (можно двигать, поднимать и опускать язычок); Крючок и петельку (можно попробовать зацепить одно в другое или, наоборот, вытащить); дверную цепочку с петлей (можно зацеплять и вынимать); небольшой замочек (для почтового ящика), а рядом на веревочке можно повесить ключик; придумайте сами, чем еще можно снабдить такой игровой пульт.
По краям фанерки, с обратной стороны, прикрепляются деревянные рейки, и сзади вся конструкция закрывается листом фанеры такого же размера. К готовому пульту прикручиваются петельки, и все это вешается на стенку в игровом уголке.
У малыша, конечно, не сразу получится овладеть всеми кнопками и рычагами этого пульта, но он будет проявлять к нему большой интерес и стараться изо всех сил.

Постарайтесь придумать что-нибудь свое, не останавливайтесь на выполнении только этих советов. Постарайтесь проявить как можно больше фантазии в играх с малышом, в придумывании новых игрушек или приспособлений. Занимаясь с малышом, не устраивайте уроков или занятий. Просто играйте с малышом, искренне и непринужденно.

Малышу, несомненно, очень нужны и игрушки. Для самых маленьких игрушка - то, что можно трогать, рассматривать, кусать, облизывать, нюхать, а еще кидать, ловить, держать в руке, поднимать с пола. Не паникуйте, если малыш с удовольствием засовывает в рот кукольную голову, пробует на зубок любимую собачку или пытается выковырнуть глазки у медвежонка - это не агрессия, не насилие, а сложный процесс исследования мира. Игрушка - первый предмет, которым ребенок может сам себя развлечь, первый "объект", который подчиняется малышу.

Покупая игрушки отдавайте предпочтение многофункциональным игрушкам. Обязательно купите обычную пирамидку: она имеет несколько ярких цветов, разные по размеру кольца, развивает координация движений. Можно посоветовать и крупный конструктор: «LEGO» или любой отечественный. Важны и так называемые эмоциональные игрушки, такие как плюшевый мишка, он поможет в трудную минуту пережить огорчение или просто заснуть. Родители должны помнить, что игрушка выполняет развивающую функцию только до тех пор, пока ребенок осваивает ее. На следующем этапе повторяются уже привычные операции, движения, и следует говорить уже не о развитии, а о тренировке полученных навыков. Возможна и такая ситуация: малыш при помощи взрослого не может освоить игрушку. Это значит, что перед малышом поставлена слишком высокая задача для данного этапа его развития.

Как мы уже отмечали, детям нужно как можно больше предметов для исследования, чтобы они могли их трогать, вертеть в руках и рассматривать. Но в доступной для маленького человечка зоне должны находиться только те вещи, которые не представляют угрозу для жизни и здоровья. Все остальные (например, хрустальные вазы, нож) должны быть недосягаемы. Пусть будут предметы, вызывающие интерес у крохи, которые можно смотреть, но только вместе с мамой (например, ножницы). Родители должны ввести правила, что можно делать ребенку одному и что нельзя, но лучше, если таких запретов будет мало.

При желании любая мама может помочь малышу с интересом и пользой освоить этот мир. Но есть свои преимущества и у школ раннего развития, в которых занятия ведут профессиональные педагоги. Главным условием для развития эмоций малыша являются систематические занятия, которые должны быть обязательно приятными и каждый раз оригинальными. С каждым занятием-игрой впечатления должны становиться сложнее и богаче. Только очень ответственная мама сможет заниматься с ребенком постоянно, тщательно продумывая каждое занятие, подготавливая весь необходимый материал. Несмотря на то, что в мамином распоряжении весь день, постоянно «выкраивать» 30 минут для занятия непросто, потому что отвлекают бытовые проблемы.

Занятия в школе раннего развития дают ребенку необходимую свободу действий, ощущение, что можно все попробовать и получить от этого удовольствие. Дома ведь не разрешат красить обои или валяться в грязи... На занятиях ребенок может видеть, что мама – не просто строгий наставник, но и друг, активный участник его игр. А для развития ребенка самое важное, чтобы мама разделяла его радость и эмоционально поддерживала его в освоении мира.

Опубликовано в журнале «Я- мама» октябрь –ноябрь 2003г.

Попробуйте включать аудиозаписи сказок, стихов и рассказов

записаться на курсы

можно по телефону:

(343) 268-11-15

или прямо сейчас